Работа копирайтера во многом сродни журналистскому делу, но выделяется из всех литературных и рекламных профессий своей спецификой — как в технологии рабочего процесса, так и целями и задачами. И требует своих, особых профессиональных навыков.
Копирайтеров в России еще мало, и многие из них — журналисты либо филологи, которые решили себя попробовать в таком виде рекламного искусства. Чаще всего мастера слова за такую работу берутся не из большого интереса к ней, а вынужденно. Допустим, не нашел выпускник филологического факультета или факультета журналистики места по специальности, а тут увидел в Интернете объявление «требуется копирайтер» с обещанием нормальной зарплаты и решил попробовать.
Очевидно, что для внятного изложения информации в виде статьи, доступной для массового читателя или для какой-то группы потребителей товара, мало только хорошо разбираться в специфике товара, о котором идет речь. Нужно еще и владеть литературным языком. Но что мешает тому же медику или инженеру научиться хорошо излагать информацию «на бумаге»? Особенно, если человека тянет писать и у него это получается.
Иногда рекламные статьи, вполне устраивающие работодателя, получаются у вчерашнего школьника, которому не повезло поступить в вуз или колледж, но, попробовав выполнить тестовое задание какого-то конкретного работодателя, он обнаружил в себе способности к написанию рекламных заметок. В принципе неважно, какое образование имеет копирайтер, если написанные им тексты нравятся заказчикам и «цепляют» покупателей.
В работе копирайтера главное — с толком, правильно и увлекательно описать какой-либо конкретный товар или услугу или просто интересно поданными тематическими материалами привлечь внимание потенциальных покупателей рекламируемого товара к сайту фирмы, которая этот товар (услугу) реализует. В отличие от журналиста копирайтер косвенно участвует в продаже товара. Он сочетает в себе качества своего рода «зазывалы» и консультанта, рассказывая о преимуществах описываемого продукта фирмы, интересы которой он представляет.
Где может быть опубликована рекламная статья, написанная копирайтором? Чаще всего ее размещают на сайте заказчика, т.е. продавца описываемого в статье товара. Но заказчик может использовать ее и в собственных рекламных каталогах, корпоративных журналах и газетах, в рекламных модулях, а также разместить за плату в каком-либо СМИ. И если журналист свою статью может предложить в разные издания (если он работает вне штата редакции), то работу копирайтера в подавляющем большинстве случаев можно использовать только в рекламных публикациях заказчика. Все-таки рекламная статья — это материал, который ни одно СМИ не захочет разместить у себя бесплатно, тем более заплатить копирайтеру за работу. Таким образом, копирайтер, как правило, строго привязан к своему заказчику или работодателю.
Итак, копирайтер занимается рекламой, даже если он в своих статьях не рассказывает о каком-то конкретном товаре. Его цель — «затащить» читателя в информационное пространство своего заказчика. И в этом полное сходство миссий работы менеджера по рекламе и копирайтера. Отличие же в том, что менеджер по рекламе в большей степени занимается проведением рекламной кампании, а тексты, используемые в этой кампании, пишет копирайтер. Но нередко и тем и другим занимается один и тот же человек. Так что если вы твердо решили посвятить себя рекламе и в то же время вас тянет писать, лучше после школы поступить в вуз, обучающий по специальности «реклама» или хотя бы закончить специальные учебные курсы. Да и компьютерные курсы тоже не помешают.
Готовясь стать копирайтером, необходимо максимально серьезно отнестись к выработке навыков быстрого и грамотного письма, а также научиться быстро осваивать профессиональную информацию в разных товарных нишах. Чем активнее вы тренируете мозг на восприятие разноплановой информации, тем шире будут ваши возможности в тематической специализации. Но не следует думать, что копирайтер должен быть специалистом во многих отраслях знания. Важно уметь искать информацию, для чего нужен гибкий ум и умение пользоваться справочными системами.
А как определить, есть ли у вас креативное мышление (которое, кстати, для журналиста и писателя совсем необязательно) и вообще способности не просто к литературной, а именно к рекламной работе? Попробуйте зайти на сайт любой компании, изучите внимательно предлагаемые товары и всю выложенную на сайте информацию, а затем попробуйте предложить свои собственные варианты рекламных статей для продвижения этих товаров. Возможно, вам для этого придется поискать дополнительную информацию об аналогичных товарах в том же Интернете. В процессе поиска и пробы пера по совершенно четкому, данному самому себе заданию вы поймете, интересна ли вам работа копирайтера. Удачи!